БРОО "Мир без границ"

Помощь людям с расстройствами аутистического спектра
и другими ментальными нарушениями
Перейти к контенту

Участвуем во втором конкурсе 2021 Фонда президентских грантов. Проект на независимой экспертизе

Краткое описание

Проект "Родительский центр комплексной помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям “ПодРАСтайка”. Второй этап” (РЦ-2) является продолжением проекта, начатого при поддержке Фонда президентских грантов в 2020 году, благодаря которой семьи и близкие детей и молодых взрослых людей с РАС и другими ментальными нарушениями (ДМН) получили необходимую помощь и поддержку , особенно ставшую актуальной в период напряжённой эпидемиологической обстановки. Проект РЦ-2 представляет собой расширение объёма и географии помощи людям с РАС и ДМН, в т.ч. имеющими тяжелые, множественные нарушения развития, и их семьям, основанной на методах и подходах с научно доказанной эффективностью. В проекте применяется системный и комплексный подход к работе с детьми и взрослыми целевых групп. Коррекционно-развивающая работа основывается на индивидуальных потребностях и возможностях ребёнка и семьи. Для каждого ребенка и семьи будет составлены индивидуальная программа и график занятий. Занятия в РЦ проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от степени овладения навыками. К уже существующим в проекте РЦ программам для детей и их родителей добавятся новые, запрос на которые появился/увеличился в процессе реализации предыдущего проекта. В РЦ-2 будут реализовываться такие программы, как:
“Ранняя помощь” - проведение регулярных занятий с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по развитию коммуникации, игровых навыков, взаимодействию с окружающими;
“Я могу” - формирование и повышение уровня социальных, бытовых, коммуникативных и других основных групп навыков с применением методов и приёмов, имеющих научные доказательства эффективности;
“Здоровейка” - занятия адаптивной физической культурой для детей различных нозологических групп МН;
“Родительские компетенции” - цикл семинаров (вебинаров) и практических тренингов, по основам прикладного анализа поведения. ПАП;
“Ранняя пташка” - программа для родителей и близких семьи, недавно узнавших о диагнозе РАС;
“Важное время” - группа кратковременного пребывания и присмотра командой специалистов педагогического профиля (тьюторов) на время обучения родителей в программах;
“РАСширь мир” - проведение уроков доброты/встреч с ближним окружением, совместные досуговые мероприятия;
“Учимся учить” - проведение семинаров-тренингов для специалистов, работающих с детьми с РАС и ДМН, с целью обучить их методам и приемам, основанным на подходах с научно доказанной эффективностью.
В процессе реализации проекта 63 детей, 25 подростков и двое молодых людей будут получать комплексную помощь с помощью методов, имеющих научные доказательства эффективности. За время реализации проекта РЦ-2 посетят 90 семей, которым будет предложено включиться в обучение родных и близких человека с РАС методам поддержки в семье. Консультационно-методическую помощь в процессе реализации проекта на постоянной основе будет осуществлять супервизор уровня ВСВА в ПАП). В начале и по окончании проекта будет проведена диагностика участников с РАС по основным группам навыков.

Цель
Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей, подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями.

Задачи
Сформировать и повысить уровень социальных, коммуникативных, бытовых и других основных групп навыков людей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Обучить родителей (законных представителей), родственников и близкий круг общения семьи взаимодействовать с детьми, подростками, молодыми людьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
Повысить профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС и ДМН, посредством передачи навыков работы с методами и приемами, имеющими научно доказанную эффективность - методы, основанные на поведенческих подходах, в том числе на основе прикладного анализа поведения (ПАП)

Обоснование социальной значимости
В процессе реализации проекта “Создание ИРРЦ “ПодРАСтайка” мы заметили постоянно растущий спрос на занятия, реализуемые в рамках программ нашего центра. За 2020 год за разной помощью к нам обратилось более 90 семей. География проекта вышла за пределы планируемой и расширилась на Разуменский, Грайвороновский городские округа, Белгородский район Белгородской области, Тамбовскую область. Опрос, проведённый среди родителей (законных представителей) людей с РАС и ДМН, проживающих в Белгородской области, свидетельствует о возрастающем запросе на получение комплексной помощи, основанной на методах и приемах, научно доказавших свою эффективность. 87,2% опрошенных хотели бы прослушать серию ознакомительных семинаров-тренингов по прикладному анализу поведения (ПАП); 61,7% опрошенных имеют запрос на разработку и сопровождение при реализации домашней поведенческой программы; 26% опрошенных хотели бы участвовать в программе для родителей “Ранняя пташка”; 93,6% имеют запрос на занятия адаптивной физической культурой с их ребёнком; 91,5% заинтересованы в возможности нахождения ребенка с РАС и ДМН в среде нейротипичных сверстников.

Нас, как родителей радует, что в регионе постепенно появляется необходимая помощь и поддержка семей людей с РАС и ДМН на всём жизненном маршруте: развивается ранняя диагностика рисков РАС, начато выстраивание ранней помощи для детей с МН, развивается инклюзивное образование, в отдельных школах есть занятия по формированию социально-бытовых навыков. Однако, реализующиеся проекты оторваны друг от друга, нет преемственности в оказании помощи семье специалистами государственных учреждений.

Уровень и распространенность существующей в регионе эффективной помощи, основанной на научно доказанных методах (в частности, прикладной анализ поведения), не удовлетворяет существующий запрос. Как правило, те семьи, которые обращаются в БРОО “Мир без границ”, ожидают от нас комплексной квалифицированной помощи не только непосредственно для ребенка и на территории центра, но и хотят обучиться и поддерживать навыки ребенка дома, ежедневно. Наряду с этим, родителям необходимо повышать свои компетенции для более эффективного взаимодействия с ребенком, обучения его жизненно важным навыкам под консультационным сопровождением квалифицированных специалистов. Очень важной отмечают родители возможность оставить ребенка с квалифицированными специалистами на время обучения по программам для родителей “Ранняя пташка” и “Родительские компетенции”.

Несмотря на то, что в общеобразовательных школах и садах региона с 2016 года создаются ресурсные классы и ресурсные группы, - на государственной основе не осуществляется консультационная и методическая поддержка специалистов, работающих в прикладном анализе поведения супервизорами. В государственных образовательных учреждениях высшего звена до сих пор не существует обучения ПАП, что затрудняет оказание квалифицированной абилитационной помощи под супервизией и вынуждает обращаться к специалистам в области ПАП негосударственных структур. В этих условиях именно НКО способны удовлетворить существующий запрос родителей (законных представителей) и оказать необходимую помощь детям с ОВЗ за счет грантовой поддержки.

Реализация проекта, по нашему мнению, приведет к улучшению качества жизни семей, участвующих в программах проекта и ещё большее количество людей приобретут возможность получить помощь, основанную на методах, научно доказавших свою эффективность.


География проекта
Губкинский, Старооскольский, Валуйский городские округа и Белгородская область

Целевые группы
Дети, подростки, молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями
Семьи, где воспитываются дети, подростки и молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями, и их близкие
Специалисты, работающие с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями и их семьями

Материалы, подтверждающие наличие проблемы:

Программа “Родительские компетенции” - 2020

Мы продолжаем рассказывать вам о нашей работе по поддержке семей, в которых воспитываются дети с аутизмом. В 2020 году мы смогли провести два потока курса семинаров-тренингов по программе "Родительские компетенции”.

Очень помогала группа "Важное время", организованная в Инклюзивном ресурсном развивающем центре "ПодРАСтайка", в котором оказывается комплексная помощь людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям, так как некоторые родители приходили на занятия с детьми. В ней осуществлялся присмотр и занятия с детьми с РАС и сиблингами тьютором и обученными волонтерами. И сегодня мы представляем отзыв родителя, посещавшего программы.

"Родительская компетентность - это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребёнка. Полагаю, что каждый родитель, ребёнку которого поставлен диагноз РАС часто заходит в тупик, не зная, как себя вести в той или иной ситуации.
Прослушав курс лекций по программе "Родительские компетенции" от БРОО "Мир без границ", хочу поделиться своим отзывом.
В лекциях важное место отводится прикладному анализу поведения (ПАП) - лучшей науки для коррекционной работы при аутизме и методам, разработанным на её основе, имеющих научные доказательства эффективности.
С ведущим занятий мы обсудили 10 стратегий формирования сотрудничества, стимульный контроль и как его установить, подсказки. Затем мы разобрали, какое поведение можно считать проблемным, обсудили стратегии исправления поведения, формы альтернативной коммуникации для детей с РАС, узнали, как обучить игре ребёнка. Были и практические занятия, на которых родители могли потренироваться и временно поставить себя на место тьютора, что дополнительно помогло в закреплении полученных знаний.
Атмосфера занятий была очень комфортной и располагала к общению. Лектор Шпакова Татьяна Александровна легко и понятно доносила информацию. В конце каждой лекции участники задавали вопросы, на которые Татьяна Александровна давала развёрнутый ответ. На мой взгляд каждый родитель ребёнка с РАС должен стремиться быть компетентным в вопросах взаимодействия и воспитания своего ребёнка. Эти знания придают уверенность в своих силах, осознание того, что необходимо для наилучшего результата. Спасибо большое!"
Елена К., мама Димы (город Старый Оскол).

Программа «Ранняя пташка» для родителей и членов их семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС, аутизм). Последние выпуски 2020 года.

Если у вас есть ребёнок, - вы помните это волнительное чувство ожидания малыша, помните радость первой встречи с долгожданным новым человеком. И никто из нас не бывает готов к тому, что однажды ребёнку поставят диагноз расстройство аутистического спектра (РАС).
Узнав о диагнозе, мамы и папы проходят все стадии принятия, учатся жить с мыслью, что их сын или дочь не такой/ не такая как все. И почти все не знают, не понимают: что делать дальше, как помочь ребёнку, как учить, как вести себя, когда происходит нежелательное поведение (истерики, агрессия), почему у малыша проблемы с восприятием речи (он не отзывается на имя, не выполняет просьбы, не хочет играть со взрослыми и сверстниками).

По всем этим вопросам родителям нужна незамедлительная помощь. Чем раньше они поймут и примут особенности своего малыша, чем раньше получат инструменты для взаимодействия, обучения, тем больших успехов смогут достигнуть в коррекции проблем, связанных аутизмом. Такие инструменты предоставляет программа “Ранняя пташка”. Она создана для родителей, недавно узнавших о диагнозе РАС у своего ребенка. Программа состоит из обучающих занятий и домашних консультаций. На протяжении программы её участники получают информацию и практические навыки по взаимодействию с ребенком, обучению игре и другим важным навыкам, организации окружающей среды, пониманию причин и работе с нежелательным поведением. И ещё многое, многое другое.

Семь семей из Губкина и Старого Оскола, имеющих ребенка с аутизмом, а в общей сложности это 22 близких для ребёнка с РАС человека, которые часто с ним взаимодействуют, закончили программу “Ранняя пташка”(декабрь-январь). Вот отзыв одного из родителей, участников программы.

“Я многое узнала на программе “Ранняя пташка”, поняла почему мой сын может тревожиться в определенных ситуациях. У нас появились новые игры, мы начали решать проблемы с поведением, учимся спокойно ходить на горшок. Я получила ответы на многие вопросы от ведущих программы. Большой поддержкой является и то,что каждая семья, участвующая в программе, получает пособие, в котором подробно и понятно описаны темы, рассмотренные в процессе обучения.”.
Ольга А., мама Стёпы, 2-х летнего мальчика РАС.

Программа «Ранняя пташка» для родителей и членов их семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС, аутизм) . Выпуск август 2020.

В конце лета закончилась очередная программа для родителей и членов семьи «Ранняя пташка». Напомним, что программа "Ранняя пташка" рассчитана на родителей и членов семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС, аутизм), которые недавно узнали о диагнозе своего ребенка.

Аутизм – это нарушение развития, существующее в течение жизни, которое влияет на то, как человек общается и воспринимает других людей.
Сразу же после постановки диагноза родителям и членам их семей очень нужна помощь и информационная поддержка для того, чтобы они были способны помочь ребенку полностью раскрыть свой потенциал.

Программа «Ранняя пташка» использует позитивный подход к жизни с ребенком дошкольного возраста с РАС. Она дает родителям и членам семей дополнительную информацию и обеспечивает их практическими стратегиями, что способствует повышению их уверенности в себе при работе с ребенком.

Ведущие программы на протяжении трех месяцев работали с родителями и членами семей из Губкинского городского округа, обучая и давая им возможность помочь своему малышу. Все участники группы успешно закончили программу.

Вот некоторые из их отзывов:

«Программа «Ранняя пташка» помогла мне лучше понимать своего ребенка, его особенности, правильно организовывать игры дома, бороться с проблемным поведением. Вся информация, которая давалась нам на встречах, была понятной, интересной и полезной!».
Валерия, мама Гордея

«Эта программа помогла нам понять, как лучше взаимодействовать со своим ребенком. Что нужно порой сдерживать свои эмоции. Большое спасибо ведущим программы!»
Лилия, мама Вити

«Мне помогла программа тем, что я стала понимать, что всякое нежелательное поведение имеет свою причину. И я стала детективом, как назвала нас Татьяна Александровна – ведущая программы. Еще один важный момент: я научилась провоцировать сына на те или иные действия, что позволяет ему взаимодействовать со мной, а не погружаться в себя.»
Светлана, мама Матвея

Программа "Ранняя пташка" реализуется бесплатно для родителей и членов семьи детей с РАС и другими ментальными нарушениями в рамках проектов при поддержке региональной субсидии из бюджета Белгородской области некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (Проект "Аутизм. Я тебя понимаю", соглашение №113 от 02.03.2020г.) с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов (проект "Родительский центр комплексной помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям "ПодРАСтайка").

Программа “Родительские компетенции” запускается 9 июля 2020г. в 2х форматах

Аутизм – это серьезно. Родители думают о нём каждый день, пытаются найти подход к ребенку и ищут возможные способы лечения. Обсуждая проблему коррекции детей с РАС, не следует забывать о том, что решать ее можно только параллельно с оказанием помощи родителям, в особенности матерям. Мама ребенка с РАС, как правило, живет в состоянии хронического стресса. Невозможность договориться с ребенком зачастую о простейших вещах, непредсказуемость его поведения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, да и просто отсутствие теплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребенка матерью, приводит ее к самым различным нарушениям. Родители должны научиться понимать и реально оценивать возможности ребенка, сформировать адекватный уровень требований к нему. Не менее важной для родителей является способность развивать и сохранять у ребенка умения и навыки, свойственные их обычным ровесникам, начиная с простейших, таких как навыки самообслуживания, и заканчивая трудовыми.

Количество и качество проявлений аутизма снижаются при долговременной терапии, но, как правило, ребенок с РАС выходит в мир плохо подготовленным, что способствует очередному витку спирали дезадаптации. Работая над собой и повышая уровень своей психологической компетентности, родители, безусловно, облегчают положение ребенка. Программа для родителей "Родительские компетенции" по основам ПАП, альтернативным системам коммуникации создана для консультирования родителей в вопросах обучения, коррекции поведения, налаживания альтернативной системы коммуникации, визуальной поддержки и другим волнующим родителя проблемным темам.

Не все родители и не всегда имеют возможность (в том числе из-за удаленности) физически присутствовать на наших мероприятиях, поэтому есть возможность участия в мероприятиях посредством Интернета (вебинары, консультирование онлайн), записавшись через заполнение анкеты или форму обратной связи на сайте. Также для удобства родителей (в течение реализации проектов) будет создана электронная запись на странице сайта. Всё это позволит записаться на занятия, принять участие в программах дистанционно, что особенно актуально для семей, проживающих в других населённых пунктах или не имеющих возможности часто выезжать из места проживания в силу разных причин (отсутствие транспорта, денег, соматическая болезнь ребёнка или наличие маленького ребёнка).

Для предварительной записи на программу заполните Анкету
На указанную Вами электронную почту будет выслана ссылка для подключения к вебинарам, если Вы выбрали этот формат программы.
Очно программа проходит в ИРРЦ "ПодРАСтайка" по адресу: Белгородская обл., г.Губкин, ул.Раевского, д.11, - с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора в период пандемии COVID-19. Возможна смена формата прохождения программы после согласования (эл.почта mail@autism-net.ru).
Количество мест ограниченно.

Программа "Родительские компетенции" реализуется бесплатно для родителей и членов семьи детей с РАС и другими ментальными нарушениями в рамках проектов при поддержке региональной субсидии из бюджета Белгородской области некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (Проект "Аутизм. Я тебя понимаю", соглашение №113 от 02.03.2020г.) с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов (проект Родительский центр комплексной помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям "ПодРАСтайка").

Проведены индивидуальные и групповые консультации- тренинги по психологической поддержке родителей (законных представителей) детей, подростков, молодых людей с РАС и другими ментальными нарушениями.

Быть родителем ребенка с аутизмом - непростая задача. Сначала, в раннем возрасте, ты понимаешь, что малыш не такой как все, но не знаешь, нужно ли “бить тревогу”, бегать по врачам. Или может быть это просто его особенности? Потом ребенку ставят диагноз расстройство аутистического спектра, и родителю приходится пережить все стадии принятия этого диагноза. Дальше встает вопрос об эффективной помощи ребенку. К кому идти, кто поможет? Много физических и психологических ресурсов родители тратят на то, чтобы найти ту волшебную методику, того специалиста, который сможет помочь в обучении, скорректировать проблемы. Порой эти поиски не так удачны, как хотелось бы, не приносят желаемых результатов, не оправдывают родительских надежд. Чувство вины от того, что ты не всё сделал для ребёнка, не использовал все возможности, чувство тревоги за будущее, всё это действует разрушающе на психическое и психологическое состояние родителей ребёнка с аутизмом и других членов семьи. А это абсолютно недопустимо! В конечном счёте неуверенность, тревога, уныние, раздражительность родителей сказываются и на состоянии ребенка.

Именно поэтому квалифицированная психологическая помощь необходима как родителям особенного ребенка, так и другим членам семьи. И такая помощь для родителей подопечных оказывается в рамках проекта “Аутизм. Я тебя понимаю”. В мае и июне это возможно было делать только в дистанционном формате, а уже в июле будут проходить групповые (до 5-7 человек) и индивидуальные тренинги на очных встречах.
Специалист помогает разобраться во многих вопросах и проблемах. Найти способы избежать эмоционального выгорания, справиться с чувством неуверенности в собственных силах. Научиться не предъявлять завышенных требований к ребенку, но и не проявлять чрезмерную жалость и вседозволенность по отношению к нему. Восстановить свои силы, взглянуть на происходящее со стороны, иметь возможность быть выслушанным, принять сочувствие, поддержку, понять, что мы не одиноки со своими проблемами и научиться их решать. Пополнять свои силы и опыт самореализации, учиться испытывать удовлетворение даже в трудных ситуациях, решать проблемы здесь и сейчас.

Проект “Аутизм. Я тебя понимаю” реализуется при поддержке региональной субсидии из бюджета Белгородской области некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (соглашение №113 от 02.03.2020г.)

Отзывы участников :

“Диагноз Аутизм дочке поставили достаточно поздно. Куда идти - непонятно, кто расскажет - неизвестно. К счастью, в нашей жизни появились такие же родители, как и мы, но уже прошедшие путь к осознанию проблемы и ее принятию. Иногда, конечно, одолевают сомнения в правильности, и вообще необходимости, каких-либо действий, опускаются руки и кажется, что “лучше” не станет уже никогда. Но, пообщавшись с грамотным человеком, понимаешь, что останавливаться нельзя, нужно двигаться вперед, ведь от этого зависит судьба маленького человека, твоего ребенка. Поэтому мы будем стараться продолжать этот нелегкий путь.”
Екатерина, мама Карины.

"Юре поставили диагноз в 5 лет в Воронеже. Врачи сказали, что лучше сразу узнать родителям про такой диагноз, чем их оберегать и просто ставить диагноз ЗПР. А время идёт, ребенок взрослеет и не приобретает необходимые навыки и знания. Плюс нежелательное поведение ребенка и незнание родителей, что делать в таких ситуациях. Врачи только предлагали схемы лекарств. А почти ничего не менялось. Я искренне верила, что ребенок будет говорить, поменяется при помощи таблеток. У младшего ребенка особенности восприятия мы заметили раньше, чем ему официально поставили диагноз в 3 года. Мы были очень рады тому, что Юра и Слава стали ходить в ресурсную группу. То, чему нормотипичный ребенок обучается без особых усилий, с ребенком с аутизмом отрабатывается в отдельности и постоянно. В нашей семье поменялся образ жизни! Нам, как родителям, тоже нужна поддержка и помощь специалистов, чтобы сохранить силы и мир в семье. Небольшими шажками мы стали продвигаться вперёд. Я понимаю, что ни в коем случае нельзя останавливаться.” Елизавета, мама Юры и Славы.

"Чтобы получить помощь для своего ребенка, мне нужно было "выпросить" поставить диагноз. В Старом Осколе врачи побоялись брать на себя ответственность, хотя признаки были явными и подтверждены несколькими специалистами. Помогла врач Белгородской областной, как морально, так и с документами. О ресурсной группе я узнала, водя сына в обычный сад, от родителей, которые открыли первый ресурсный класс в нашем городе. И я рада, что узнала от них о прикладном анализе поведения. Применяя методы ПАП, я дома смогла выстроить работу со своим ребенком так, что мы многому научились. Сейчас я вижу огромный прогресс и за это я благодарна также специалистам нашей Ресурсной площадки. Но работа нужна не только с детьми, но и с нами родителями,так как проблем в нашей голове не становится меньше. Очень важна психологическая сторона, ведь не каждый из нас готов к особенностям своего ребенка. А как важно "принять диагноз", а не привыкнуть к нему."
Марина, мама Максима.

"Я уже не помню тот момент, когда начала замечать "странное" поведение своего младшего сына, наверное после года, когда он стал ходить, он не играл с братом, опасался его, отталкивал, был очень самостоятельным. На мои опасения местный педиатр говорила: "Вот пойдет в сад, все изменится", но в саду, после пары дней, нам сразу сказали: "он у Вас не слышит", мы еще раз прошли комиссию, и со слухом у ребенка было все норм, уже позже, после двух лет, в поликлинике я увидела в очереди ко врачу мальчика, с очень схожим поведением, как и у моего ребенка, позже я познакомилась и с его мамой, это была первая ниточка - спасения и общения, эта девушка, очень помогла мне, давала литературу, подсказывала врачей, и специалистов, которые занимались с нашими детьми, познакомила с другими родителями, я поняла, что я в этом мире не одна со своей бедой! Сейчас я точно знаю, что в любой сложной ситуации смогу получить квалифицированную психологическую помощь и поддержку, меня выслушают и помогут в решении проблемы".
Елена, мама Егора.

"Всегда сложно осознать и принять то, что твой малыш особенный. Но, не смотря ни что, идём вперёд покоряя пусть маленькие, но такие высокие вершины! Но без помощи не обойтись ни родителям, ни деткам! Спасибо, что есть специалисты, готовые нам все объяснить и поддержать во всех ситуациях. С большой благодарностью за вклад в наши души и сердца, наши головы, за поддержку и сопровождение в трудные моменты!".
Инна, мама Максима.

Программа «Ранняя пташка» для родителей и членов их семей, воспитывающих детей с РАС. Выпуск июнь 2020.

Программа продолжалась 3 месяца и завершилась в июне 2020 года. Её участниками стали 5 семей из Старооскольского городского округа, воспитывающих детей с РАС. Программа помогла семьям узнать больше об аутизме, содержала много практических советов и рекомендаций, которые позволили родителям и членов их семей, воспитывающих детей с РАС, подготовиться и начать выстраивать процесс общения и развития своих детей. По окончании трехмесячного тренинга семьи смогли более уверенно и самостоятельно построить взаимодействие с ребёнком.

Посещая сессии в рамках программы, родители и членов их семей, воспитывающих детей с РАС, имели возможность общаться и советоваться друг с другом, пытались найти вместе наиболее оптимальные решения тех проблем, с которыми сталкивается каждый из участников.

Создание неформальной, дружеской атмосферы, использование позитивного подхода, активное вовлечение родителей и членов их семей, в работу группы – все это позволило эффективно организовать совместную работу, взаимную поддержку и повысить уверенность в себе родителей и близких.

Обучающие сессии дополнялись индивидуальными домашними консультациями, которые помогали индивидуализировать для семей то, чему они научились во время групповых занятий и оценить собственную работу с ребёнком.

Считаем, что основная задача программы – помочь детям с аутизмом посредством обучения их родителей, близких, - была успешно выполнена.
Желаем дальнейших успехов всем участникам программы «Ранняя пташка»!

Программа "Ранняя пташка" реализуется бесплатно для родителей и членов семьи детей с РАС в рамках проектов при поддержке региональной субсидии из бюджета Белгородской области некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (Проект "Аутизм. Я тебя понимаю", соглашение №113 от 02.03.2020г.) с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов (проект "Родительский центр комплексной помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям "ПодРАСтайка").

Нажав на пташку, Вы можете предварительно записаться на ближайший курс

В Губкине и Старом Осколе прошли семинары об аутизме, организованные БРОО “Мир без границ”

Специалисты, занимающиеся с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), часто сталкиваются с проблемами взаимодействия с ребенком. Он может избегать контакта, не реагировать на попытки коммуникации. Часто дети с аутизмом совершают одни и те же повторяющиеся движения (потряхивает руками, подпрыгивает), поведение может быть деструктивным (ребенок постоянно кричит, может наносить себе повреждения). Такие особенности проявления аутизма могут натолкнуть на мысль, что ребенок с РАС не обучаем, среди сверстником ему сложно, он ничего не понимает и лучшее решение проблемы - домашнее обучение. Но сегодня существуют научные методы, доказавшие свою эффективность в коррекции аутизма во всем мире.

ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ ДИАГНОЗ АУТИЗМ


ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ ДИАГНОЗ АУТИЗМ
2 апрель 2020


2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Эта дата была установлена в 2007 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
В этот день повсеместно проводятся различные мероприятия с целью привлечения внимания к проблемам людей с аутизмом и их семей, к тем трудностям, с которыми им приходится сталкиваться каждый день своей жизни.
Дети с аутизмом рождаются независимо от территории, национальности, социальных условий и статуса родителей. Аутизм не знает границ: ни социальных, ни возрастных, ни национальных. Особенный ребенок может появиться в любой семье: у вас, у ваших знакомых, родственников, соседей.
Пожалуйста, знайте, что расстройствами аутистического спектра (РАС, аутизм) нельзя заразиться. Пожалуйста, будьте информированы об особенностях людей с аутизмом. Человек с аутизмом может испытывать невыносимое раздражение и даже боль от громкого звука, бирки на одежде, запахов или обычной еды. Многие из них не любят изменений, что-то новое и неожиданное может их напугать. Одни из них совсем не говорят, другие постоянно что-то рассказывают, но только о том, что им интересно. Некоторые сидят тихо, другие могут беспокойно трясти руками или прыгать на месте. Одновременно они могут быть очень способными и талантливыми. Ни один человек с аутизмом не заслуживает изоляции, хотя очень часто общество отталкивает и боится таких людей, потому что не понимает.
С каждым годом растет число детей с установленным диагнозом. Так, по последним данным Autism Speaks, количество диагностируемых людей с РАС в США увеличилось на 10% и сейчас составляет 1 на 54. По оценке Минздрава России, распространенность расстройств аутистического спектра в России составляет около 1% детской популяции и прогнозно это примерно 290 тысяч детей. Сегодня в России (данные 2018 г) диагностировано около 32 тысяч. Те, кому не выставлен диагноз, или же выставлен неправильно, не получают квалифицированной помощи, в которой нуждаются люди с РАС. Поэтому важность своевременного информирования общества об этой серьезной проблеме трудно недооценить. Кроме того, информация позволит оказать поддержку тем, кто уже столкнулся с аутизмом.
В некоторых регионах России права своих больших и маленьких детей с аутизмом активно отстаивают родители, создавая некоммерческие объединения. Одной из таких организаций является Белгородская региональная общественная организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями “Мир без границ”. Основная цель БРОО “Мир без границ” - обеспечить детям с РАС достойное будущее в обществе, сделать понятными для окружающих их трудности, помочь им получить образование и профессию, работать и жить полноценно.

Представители Департамента образования Белгородской области съездили в Воронеж для того, чтобы поговорить: какие действия в государственной системе помощи детям и взрослым с РАС уже совершаются в Воронежской области, планируются в Белгородской области, и наоборот.

4 декабря представители Департамент образования Белгородской области съездили в Воронеж для того, чтобы поговорить: какие действия в государственной системе помощи детям и взрослым с РАС уже совершаются в Воронежской области, планируются в Белгородской области, и наоборот.
Руководитель БРОО “Мир без границ” Галина Колтун (Galina Koltun) рассказывает о визите:
Всем нам известно, что с 2013 года в Воронежской области реализуется программа “Аутизм. Маршруты помощи”, инициированная действующим тогда губернатором А.В.Гордеевым, основанная на родительском запросе и поддерживаемая Фондом содействия решению проблем аутизма в России “Выход” Фонд "Выход". Семь лет - большой срок для реализации программы, но это ещё больший срок для каждого ребёнка с аутизмом и семьи, где он воспитывается. Что получилось изменить за семь лет, какой опыт можно перенять, чтобы ускорить изменения в нашем регионе, - мы пытались получить ответы на эти вопросы в ходе короткого однодневного визита.
Вот несколько выводов и размышлений, с разных сторон описывающие систему помощи, о которой рассказали воронежцы.
1. Важную роль в построении маршрута помощи ребёнка с РАС в Воронежской области выполняют организации, созданные родителями. Их две, обе они принимали участие во встрече: Поветкина Татьяна (Povetkina Tatyana), руководитель ВРООИ "Искра Надежды". Аутизм. Воронеж и Ольга Ишевская - руководитель ВРОО “АутМама”. Запрос родителей, который регулярно обсуждался на межведомственных совещаниях в Правительстве с 2013 года, стал основой для всех изменений системы помощи.
2. Специальные образовательные условия для детей с РАС в Воронежской области определяли через создание пилотных проектов в школах и садах: запустили 5 ресурсных классов и 2 ресурсные группы в 2015 году, полтора года наблюдали за тем, как работают РК и РГ, получали обратную связь от родителей и специалистов, а в 2016 описали весь перечень условий, при которых дети с РАС (в том числе невербальные дети с тяжёлыми трудностями поведения) могут учиться в ОУ вместе со сверстниками, развивающимися типично, сделали смету и рассчитали норматив.

Проведен обучающий семинар-практикум «Формы и технологии работы с участниками образовательного процесса в условиях инклюзивного образования: организация образования детей с расстройством аутистического спектра»

14 ноября 2019 года в целях повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в вопросах методики работы с обучающимися с РАС на базе ОГАОУ ДПО « Белгородский институт развития образования» был организован и проведен обучающий семинар-практикум «Формы и технологии работы с участниками образовательного процесса в условиях инклюзивного образования: организация образования детей с расстройством аутистического спектра». В семинаре участвовали более 80 педагогов из разных районов Белгородской области, работающие с детьми с аутизмом разного возраста.
Члены профсообщества БРОО “Мир без границ” Мария Тулинова (Maria Tulinova) (Поливанова), педагог-психолог в Ресурсной группе МБДОУ ДС №52 г. СтОскол, Светлана Чеканова (Svetlana Chekanova), педагог-дефектолог в Ресурсной группе МБДОУ ДС №52 г. СтОскол, куратор Ресурсных групп в г.Ст.Оскол и г.Губкин, Татьяна Шпакова, педагог-психолог, дефектолог в Ресурсном классе МАОУ СОШ №17 г.Губкина, куратор Ресурсных классов в г.Губкин, г.Ст.Оскол, г.Валуйки, выступили на семинаре в роли спикеров по следующим вопросам в области прикладного анализа поведения:
1.Формирование навыков понимания речи у детей с РАС посредством метода «Обучение отдельными блоками».
2.Тестирование мотивационных стимулов и использование поощрений при работе с детьми с РАС.
3.Формирование навыков учебного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Также спикером на семинаре выступила Лилия Соколова, педагог-психолог МБДОУ ДС№72 г.Белгорода, с темой доклада "Программы вмешательства для детей, которые убегают и подвергают себя опасности (протокол функционального анализа)".
И, судя по количеству специалистов, приехавших на семинар из разных уголков Белгородской области, интерес к этой теме действительно велик.

Состаялась встреча членов БРОО "Мир без границ" с заместителем Губернатора области Наталией Зубаревой и представителями администрации города.


29 сентября в Департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области состоялась встреча членов БРОО "Мир без границ" от разных муниципальных районов (Белгород, Губкин, Старый Оскол, Валуйки) с заместителем Губернатора области Наталией Зубаревой и представителями администрации города.
Возможно, эта встреча не состоялась бы, если бы БРОО "Мир без границ" не согласовал проведение 30 сентября митинга в Белгороде для привлечения внимания к проблемам семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Буквально накануне согласованного митинга представители администрации предложили другой формат коммуникации, пригласив организаторов митинга на личную встречу.
На встрече родители детей с РАС озвучили острые вопросы, касающиеся создания инклюзивной среды для людей с ментальными особенностями развития. В регионе разрабатываются и реализуются проекты, но качество и эффективность их оставляет желать лучшего на взгляд родителей детей с РАС, входящих в БРОО “Мир без границ”. Мы озвучили следующие насущные требования:
- необходимо более ответственно подходить к материально-техническому оснащению ресурсных классов (РК) и ресурсных групп (РГ), а также к подбору кадров по работе с детьми с РАС;
НАПИСАТЬ НАМ
БРОО "Мир без границ" © 2020
ВНИМАНИЕ
Копирование с сайта разрешено только с указанием источника
Все права защищены
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому