Блог - БРОО "Мир без границ"

Помощь людям с расстройствами аутистического спектра
и другими ментальными нарушениями
Перейти к контенту

Представители Департамент образования Белгородской области съездили в Воронеж для того, чтобы поговорить: какие действия в государственной системе помощи детям и взрослым с РАС уже совершаются в Воронежской области, планируются в Белгородской области, и наоборот.

БРОО "Мир без границ"
5 декабрь 2019

4 декабря представители Департамент образования Белгородской области съездили в Воронеж для того, чтобы поговорить: какие действия в государственной системе помощи детям и взрослым с РАС уже совершаются в Воронежской области, планируются в Белгородской области, и наоборот.
Руководитель БРОО “Мир без границ” Галина Колтун (Galina Koltun) рассказывает о визите:
Всем нам известно, что с 2013 года в Воронежской области реализуется программа “Аутизм. Маршруты помощи”, инициированная действующим тогда губернатором А.В.Гордеевым, основанная на родительском запросе и поддерживаемая Фондом содействия решению проблем аутизма в России “Выход” Фонд "Выход". Семь лет - большой срок для реализации программы, но это ещё больший срок для каждого ребёнка с аутизмом и семьи, где он воспитывается. Что получилось изменить за семь лет, какой опыт можно перенять, чтобы ускорить изменения в нашем регионе, - мы пытались получить ответы на эти вопросы в ходе короткого однодневного визита.
Вот несколько выводов и размышлений, с разных сторон описывающие систему помощи, о которой рассказали воронежцы.
1. Важную роль в построении маршрута помощи ребёнка с РАС в Воронежской области выполняют организации, созданные родителями. Их две, обе они принимали участие во встрече: Поветкина Татьяна (Povetkina Tatyana), руководитель ВРООИ "Искра Надежды". Аутизм. Воронеж и Ольга Ишевская - руководитель ВРОО “АутМама”. Запрос родителей, который регулярно обсуждался на межведомственных совещаниях в Правительстве с 2013 года, стал основой для всех изменений системы помощи.
2. Специальные образовательные условия для детей с РАС в Воронежской области определяли через создание пилотных проектов в школах и садах: запустили 5 ресурсных классов и 2 ресурсные группы в 2015 году, полтора года наблюдали за тем, как работают РК и РГ, получали обратную связь от родителей и специалистов, а в 2016 описали весь перечень условий, при которых дети с РАС (в том числе невербальные дети с тяжёлыми трудностями поведения) могут учиться в ОУ вместе со сверстниками, развивающимися типично, сделали смету и рассчитали норматив.
3. Повышающий коэффициент на обучение ребёнка с РАС в школе составил 19, а для садов - 10. Эти деньги позволяют нанять и обучить тьютора, платить ему конкурентную зарплату, обучить и нанять куратора для каждой площадки, оплачивать супервизии и обучение всех сотрудников команды РК, повышать квалификацию, оснастить класс/группу всем необходимым оборудованием. Это довольно много денег, но Департамент образования, а за ним и Воронежская областная Дума, приняли этот факт как неизбежность, поскольку другого способа реализовать законные права ребёнка с РАС на обучение в среде сверстников в ОУ пока что никто не придумал.
4. Как и везде, есть проблема с ротацией тьюторов. При том, что в Воронежской системе образования их уже более 250 человек, примерно 20% каждый год меняются, 10% уходят из профессии, 10% повышают квалификацию и остаются в системе образования, становясь учителями. Требования ЕКС к тьютору - наличие высшего педагогического образования и 2-х лет стажа, при этом профстандарт тьютора говорит о том, что и высшее образование, и стаж не обязательны. В Воронежской области руководствуются профстандартом, поэтому тьюторов пока хватает.
5. Обучение специалистов методам на основе прикладного анализа поведения ведётся с 2014 года, сначала на деньги фонда “Выход”, затем в рамках плана мероприятий программы “Аутизм. Маршруты помощи” за счёт областного бюджета как отдельные проекты, с 2016 года - в рамках ежегодных затрат на создание специальных образовательных условий для детей с РАС в ОУ и ДОУ. Курсы по обучению основам ПАП ведутся на базе ВИРО, разработка курсов супервизировалась, Обучение проходят команды специалистов от каждого ОУ, где создается ресурсный класс или группа. Обучаются зам руководителя (завуч/старший воспитатель или зам по учебно-воспитательной работе, отвечающий за развитие инклюзивного образования), педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и те педагоги, которые непосредственно работают с детьми (тьюторы, учителя начальных классов, воспитатели). После теоретической части обучения все проходят обязательную практику. Первый набор специалистов в сфере ПАП уже прошел обучение на полных сертифицированных курсах (5-6 модулей). Сейчас специалисты регулярно собираются вместе, разбирают сложные кейсы, обмениваются полезными ссылками и т.п - идет формирование профессионального сообщества.
6. В структуру Регионального ЦППМСП включён ресурсный центр, специалисты которого решают организационные и методические вопросы, связанные с созданием новых ресурсных классов и групп, обучением специалистов, организацией супервизий для каждой площадки и т.д. В Региональном ЦППМСП ведётся картотека по каждой семье (фиксируются звонки, пожелания, вопросы).
7. Планирование открытия новых ресурсных классов и групп ведётся от запроса родителей. Центр старается учесть пожелания семей по территориальному расположению, чтобы ОУ было ближе к дому, но в центральных и густозаселённых районах города есть проблема с пространством в школах, поэтому большинство площадок располагается на периферии.
8. Все рекомендации ПМПК соблюдаются и обучение ведётся специалистами в парадигме ПАП, даже если ученики находятся в отдалённых районах, и даже если в образовательном учреждении всего один ученик с РАС.
9. В структуре системы социальной защиты населения действует реабилитационный центр “Парус надежды”, через него проходит 5000 детей в год. Помощь детям с РАС ведется методами на основе ПАП, для семей детей раннего возраста есть программа “Ранняя пташка”. Работа с детьми с РАС требует большой интенсивности, поэтому как и везде - специалистов и часов не хватает для того, чтобы ребёнок получал полноценную поведенческую помощь силами центра. В Парусе знают при этом обо всем, что происходит в ДОУ и ОУ, куда идут дети с РАС, получавшие помощь в центре, а почти все, кто живёт в Воронеже, - посещали “Парус надежды”. ЦППМСП и “Парус надежды” тесно взаимодействуют между собой, а цементируют их отношения родительские организации.
10. Ресурсная секция - тот же РК, только в коррекционном учреждении, работает в школе-интернате №7. Это действительно важно, чтобы у родителей был выбор, в том числе и такой формы обучения.
11. Заведующая ДОУ №194 познакомила нас со всей командой ресурсной группы. Педагоги со знанием дела рассказали о работе РГ, о подборе специалистов, о детях, показали много находок для работы с детьми - простых, но настолько функциональных, что многие захотели воспроизвести этот опыт у себя. Специалисты детского сада отметили, что чем раньше ребёнок попадает в Ресурсную группу, тем быстрее идёт процесс приобретения навыков и включение в среду типично развивающихся сверстников.
12. С 2016 года в Воронежской области обсуждают необходимость создания межведомственного реестра семей детей с РАС и другими ментальными нарушениями, чтобы дети, подростки, взрослые люди с РАС не терялись при переходе от одного ведомства в другое, из одного возрастного периода в другой, чтобы помощь оказывалась семье не по заявительному принципу, а по выявлению самой системой потребностей каждого человека с РАС и каждой семьи. Пока что этот проект не реализован. Может быть, специалисты Белгородской области реализуют его раньше и поделятся с коллегами системным решением?.. Мы как родители готовы участвовать в создании прототипов, предоставлять информацию, тестировать пилотные версии и т.п.
В финале визита, когда стороны подводили итоги, Н.М.Рухленко сказал:
“В Белгородской области пока что не хватает именно системного подхода к созданию комплексной помощи детям и взрослым с РАС, вот над этим мы и будем работать в ближайшей перспективе.”
Участники визита: Рухленко Николай Михайлович - первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области, Хоменко Елена Сергеевна - зам начальника управления образовательной политики - начальник отдела общего образования, Викторова Екатерина Александровна - директор регионального ППМСП, Рукина Мария Витальевна - консультант отдела общего образования, Олег Васильевич Моисеенко - начальник отдела организационно - правового обеспечения, Илюк Людмила Витальевна - зам начальника управления образования Старооскольского городского округа, Какоткина Валентина Васильевна - отдел экономики и прогнозирования, Кузнецова Юлия Алексеевна - заместитель директора МБОУ “СОШ №43” г.Белгорода, Колтун Галина Сергеевна - руководитель БРОО “Мир без границ”



НАПИСАТЬ НАМ
БРОО "Мир без границ" © 2020
ВНИМАНИЕ
Копирование с сайта разрешено только с указанием источника
Все права защищены
Назад к содержимому