"Ребёнок с РАС в начальной школе"
8 октябрь 2016
На прошедшей неделе в городах Белгород и Губкин, в школах № 43 и 17, где реализуется образовательный проект “Ресурсный класс для детей с аутизмом”, состоялось важное событие - первые встречи в формате круглого стола на тему: "Ребёнок с РАС в начальной школе”.
Участники встреч: педагоги - специалисты ресурсных классов и родители, в том числе члены родительской общественной организации БРОО “Мир без границ”, учителя регулярных (обычных) классов, директора и завучи школ, представители Белгородского института развития образования, Управления образования администрации г. Белгорода и г. Губкина, а также президент благотворительного фонда “Выход в Белгороде”.
В тёплой, дружественной обстановке, совершенно по-семейному, за чашкой чая с вкусными пирогами мы говорили о серьёзных и важных вещах, обсуждали первые результаты нашего проекта, итоги первой четверти, возникающие сложности, перспективы и совместные задачи. Это наш первый опыт такого взаимодействия, делимся с вами результатами.
Главными для обсуждения темами стали:
- сетевое обучение и другие формы взаимодействия в обучении детей с аутизмом;
- организация работы школьных ПМПК-консилиумов в сотрудничестве с педагогами ресурсных классов;
- дополнительные педагоги для детей с РАС - логопеды, психологи, другие;
- обучение детей с аутизмом с применением прикладного анализа поведения - технологии обучения, мониторинги развития детей, кадровый дефицит;
- организация социально-бытовой адаптации учеников РАС;
- организация группы продлённого дня и организация внеурочной деятельности учеников;
- развитие проекта “Ресурсный класс” и разработка критериев оценки эффективности проектов;
- включение в план школьных занятий для учеников РК уроков физкультуры, музыки, рисования (с сопровождением);
- организация занятий в плавательных бассейнах школ (с сопровождением);
- взаимодействие специалистов ресурсных классов с родителями детей с РАС, разработка и использование листов коммуникации.
Доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Белгородского государственного национального исследовательского университета Оксана Дмитриевна Минаева говорила о том, что сейчас свершается большое дело, и мы работаем на благо всех детей. Обсуждали также возрастающий запрос в области на расширение проекта “Ресурсный класс для детей с аутизмом” и появившийся запрос на проект “Ресурсная группа для детей с аутизмом в детских садах” от родителей детей с РАС не только из Белгорода и Губкина, но и из Шебекино и Старого Оскола. Оксана Дмитриевна Минаева сказала, что письма от родителей поступают не только в адрес БРОО “Мир без границ”, но и в ее адрес, а также отметила ценность успеха действующего проекта, как примера для дальнейшего развития в области.
Очень важными для всех участников круглого стола было то, что Оксана Дмитриевна отметила, что сейчас, по сути, формируется особая форма образования детей с аутизмом, которая может быть эффективной для детей с другими особенностями.
И основная задача состоит в том, чтобы при формировании новой формы образовательных условий были учтены все 5 составляющих:
1. работа и цели общественной организации;
2. цели и работа начального общего образования;
3. компетенции и , опыт специального образования;
4. прикладной анализ поведения и те специалисты, которые уже используют современные международные подходы в работе.
“Сегодня специалисты действующих “Ресурсных классов” представляют для вас высокую ценность незаменимы в виду исключительности своих знаний и опыта”, - отметила О.Д. Минаева;
5. организация сетевого взаимодействия со службами ПМПК, лечебными учреждениями, другими структурами при необходимости.
Нас всех очень впечатлило выступление директора школы №17 г. Губкина Журавлёвой Натальи Егоровны и комментарии к нашему проекту. Наталья Егоровна отметила , что "ведущим методом в работе с детьми с аутизмом во всём мире является прикладной анализ поведения", и поделилась своим личным мнением о том, что одного класса на город недостаточно, и в идеале такие классы должны быть в каждом округе, чтобы ребенка не возить далеко в школу. Наталья Егоровна также выразила благодарность Фонду “Выход в Белгороде” за материально-техническое оснащение помещения Ресурсного класса и сенсорной комнаты, помощь в подготовке специалистов, поблагодарила родителей за активное участие и помощь в качественном подборе специалистов.
Итогом встречи в Белгороде стал подарок от Фонда “Выход в Белгороде” для Оксаны Дмитриевны Минаевой, русское издание книги Джона О.Купера, Тимоти Э.Херона и Уильяма Л.Хьюарда «Прикладной анализ поведения» (John F. Cooper, Timothy E. Herod, William L. Heward «Applied Behavior Analysis»).
Все присутствующие родители активно задавали вопросы, делились мнением и пожеланиями по улучшению организации учебной среды, которые, мы надеемся, были услышаны.
Такие встречи очень важны, так как они способствуют более тесному взаимодействию и сотрудничеству всех участников нашего проекта. Мы учимся слышать друг друга и вместе вырабатывать общие решения на благо наших детей.